Идея незаметного увеличения внешнего темпа нам казалась совершенно гениальной. Щадящий режим. Это тебе не ударо по голове в виде роста навязанного темпа на 10 ударов скачком, да еще и так часто.
Но, начав экспериментальную работу в небольших группах по 3-4 испытуемых в каждой, мы почти мгновенно наткнулись на существование каких-то невидимых препятствий - плато на кривой роста скорости.
Наши испытуемые доходили до определенной скорости довольно легко и дальше переставали справляться с работой в том темпе, который мы им предлагали с помощью сгенерированных моей утилитой звуковых сигналов.
Поскольку скорость внешнего темпа росла довольно медленно, мы смогли очень точно измерить пороговые значения. Их было несколько и, о чудо, у всех абсолютно наших испытуемых эти измеренные величины были совершенно одинаковы.
Внутреннее ощущение было такое, что мы наткнулись на какой-то универсальный закон природы.
Первое, очень незначительное по продолжительности нахождения на нем, плато кривой роста скорости было зафиксировано на 28 ударах в минуту. Большинство испытуемых и это плато и следующее, 40 ударов в минуту, проходили не останавливаясь на них совсем. Потом было незначительное плато на 68 знаках в минуту и уже гораздо более проявленное плато на 80 ударах в минуту. Потом была очень вязкая зона между 120-140 ударами (знаками в минуту). Это последнее плато существовало практически у всех наших учеников за исключением тех, кто учился ранее игре на музыкальных инструментах.
"Музыканты" реально проводили какое-то время на плато 180 ударов в минуту, а иногда, нечасто, проскакивали и его и уже "вставали" на плато 240 ударов.
Мы начали давать новым испытуемым различные тесты перед началом занятий чтобы найти корреляцию между возникновением плато в будущем и еще какими-то характеристиками, которые легко измерить на входе. Первым хорошо коррелирующим тестом оказался тест на печатание криптограммы букв О и Л. Криптограмма, в данном случае, это как бы шифровка, внешне бессмысленный текст, состоявший из двух букв. О и Л были выбраны чтобы свести к минимуму набор необходимых решений: чтобы отработать такую криптограмму не нужно деалть выбор между левой и правой рукой (обе буквы печатаются правой), не надо выбирать куда двигаться пальцам (обе находятся в исходной позиции пальцев на среднем ряду).
Мы измеряли с какой скоростью новичок пишет на входе, без тренировки, криптограмму О-Л. Обычно это было 80 ударов в минуту. Если 40, то кандидат будет учиться медленно (установлено экспериментально). Если 140, то человек учился музыке - тоже проверено, факт жизни.
Мы тут же предлагали испытуемому потренироваться на криптограмме О-Л 10-15 минут и снова замеряли скорость. Больше 15 минут тренировки по результату не отличалось от 15.
Практически у всех, за редчайшим исключением, скорость на криптограмме О-Л переходила на следующее плато. Величины плато оказались точно теми же самыми, что и замеренные ранее на тексте с помощью навязанного темпа.
Те, кто на первом замере без подготовки, показывали 80 ударов в минуту, после тренировки показывали скорость в 140 ударов в минуту. "Музыканты" со 180 уходили на 240. Те, кто показывал 40 ударов и меньше, могли остаться на том же уровне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий